Алекс (raigap) wrote,
Алекс
raigap

Category:

Проект военно-транспортного самолёта Т-117 (СССР. 1946 год).

Об особом техническом бюро НКВД и, в частности, ЦКБ-29, занимавшимся самолетостроением, написано много. Но мало кто знает, что организация, пережившая Вторую мировую, распалась лишь с наступлением холодной войны и одним из последних ее сотрудников был Р.Л.Бартини. Из множества проектов военных и гражданских машин, предложенных Робертом Людвиговичем в стенах этого "предприятия", самым значительным стал Т-117, отличавшийся смелостью замысла и оригинальными техническими решениями. Прежде всего, это касается фюзеляжа. В отличие от классического круглого или квадратного поперечного сечения, фюзеляж Т-117 образовывался тремя сопряженными окружностями. Для герметичных отсеков (таким был задуман фюзеляж Т-117) это сулило определенную весовую выгоду. Разработка транспортного, десантного и пассажирского ("Авиабуса") вариантов Т-117 началась в четвертом спецотделе МВД и в 1946-м была включена в план министерства авиационной промышленности на 1947-й с предъявлением на государственные испытания в мае следующего года.

1


Заданием для машин с двигателями АШ-73 с центробежным нагнетателем (номинальная мощность на высоте 2200 м - 2000 л.с.) предусматривалось достижение максимальной скорости у земли 400 км/ч и на высоте 3600 м - 450 км/ч, а дальности - до 1600 км. При этом разбег не должен был превышать 450 м.

Основным считался военно-транспортный вариант, грузоподъемностью до 8000 кг. Грузовой отсек длиной 12,75 м (силовой пол), высотой 2,75 м и шириной 4,5 м предназначался для перевозки самоходной артиллерийской установки, бронеавтомобилей БА-64, автомашин ЗИС-5, ГАЗ-67Б, ГАЗ-АА и М-1, мотоциклов М-72, 120-мм минометов, пушек калибра от 57 до 122 мм, а также прочих грузов, включая различное мелкое вооружение и боеприпасы. Все виды загрузки машины осуществлялись через задний люк, закрывавшийся двумя створками. Одна из них служила трапом для самоходной техники.

До появления проекта Т-117 Воздушно-десантные войска о подобной технике и мечтать не могли. В десантном варианте он мог перевозить до 80 полностью экипированных бойцов. А Ту-70, построенный на базе бомбардировщика В-29 фирмы "Боинг" с четырьмя такими же моторами, отличался куда более скромными возможностями.

Машина рассчитывалась под выпускавшееся и перспективное радиосвязное и пилотажно-навигационное оборудование. На крыле запланировали тепловые, а на воздушных винтах (предусмотрели установку 4Ф-1 или АВ-16ИМ диаметром 4,8 и 5,055 м соответственно) - жидкостные антиобледенительные устройства, способствующие всепогодности применения самолета. Допускалась буксировка грузового планера Ил-32. При этом скорость аэросцепки находилась в пределах 200-250 км/ч, дальность - 1500 км.

4

В варианте "Авиабуса" при нормальном полетном весе допускалась перевозка до 50 пассажиров и 500 кг груза на расстояние 1600 км с крейсерской скоростью 365 км/ч с учетом встречного ветра и часового аэронавигационного запаса топлива. Причем уровень комфорта был выше, чем у других самолетов аналогичного назначения. Огромный же объем грузоотсека, в случае установки более мощных двигателей, позволял увеличить пассажировместимость машины почти в полтора раза.

В июне 1947-го комиссия под председательством Г.Ф.Байдукова рассмотрела макет самолета в грузовом варианте и выдала положительное заключение. Казалось, все шло хорошо, но год спустя из-за сокращений бюджетного финансирования по министерству авиационной промышленности июньским постановлением Совета министров ОКБ-86, возглавлявшееся Бартини, ликвидировали и постройку опытного Т-117 прекратили. Руководство таганрогского завода № 86 не согласилось с данным решением и направило в правительство письмо, где, в частности, говорилось: "...государственная макетная комиссия (...) считает, что конструктивно в самолете Т-117 наиболее удачно решены вопросы, обеспечивающие многоцелевое его использование в сравнении с имеющимися двухмоторными самолетами Ил-12, Ли-2, С-47, а по грузоподъемности, ставящие его в ряд четырехмоторных машин... Экспериментальные исследования в ЦАГИ подтвердили его высокие аэродинамические характеристики. Т-117 в военном варианте может быть использован для перевозки крупногабаритных грузов, транспорта и других объектов общей грузоподъемностью 8 т... Самолет оборудован замками для буксировки тяжелых планеров. Используя более глубоко конструкцию планера Т-117, установлена возможность применения его как безмоторного планера с очень высоким качеством (аэродинамическим - прим.авт.) с перевозкой тех же грузов..."

2

Несмотря на, казалось, окончательно решенную судьбу Т-117, у руководства 86-го завода и Бартини еще теплилась надежда на спасение проекта. Кто-то предложил заменить моторы на АШ-82ФН. Они развивали значительно меньшую мощность, но зато считались доведенными, да и проблем с их получением не было. Министерство авиационной промышленности, сразу данное предложение не отвергло, и в результате появился проект очередного постановления правительства по Т-117.

5


Документом предписывалось закончить в производстве и передать на государственные испытания (февраль 1949-го) самолет в десантно-транспортном варианте с новыми двигателями. С десантной нагрузкой 4300 кг его максимальная скорость на высоте 2000 м должна была быть не менее 415 км/ч (посадочная -118 км/ ч), техническая дальность - 2200 км, а разбег - в пределах 535 м.

На второй машине требовалось разместить моторы АШ-73, стрелковые установки: верхнюю электрифицированную СЭБ-3А с парой 20-мм пушек и кормовую ЛУ-68 с пулеметом калибра 12,7 мм. В этом варианте при прежней дальности возрастали максимальная скорость до 428 км/ч (посадочная - 122 км/ч), и десантная нагрузка до расчетной 8000 кг. При этом рассчитывали, что самолет будет подниматься на высоту до 7100 м, а его разбег увеличится лишь на 15 м. Государственные испытания предписывалось начать в апреле 1949-го.

3

Проектом постановления предусматривалась установка на Т-117 и более мощных поршневых двигателей АШ-2 и перспективных турбовинтовых ВК-2. Одновременно на заводе N86 должно было сохраниться ОКБ Бартини, а для ускорения работ министру внутренних дел Круглову предписывалось организовать в Таганроге группу технической помощи из числа заключенных специалистов 4-го спецотдела МВД.

6
ГАЗ-67Б в натурном макете транспортного самолета Т-117

Расчётные ТТХ:

Размах крыла, м 35.00
Длина самолета, м 25.50
Высота самолета, м 5.31
Площадь крыла, м2 128.70
Масса, кг
снаряженного самолета 14150
норммальная взлетная 22500
максимальная взлетная 26400
топлива 3430
Тип двигателя 2 ПД АШ-73
Мощность, л.с. 2 х 2000
Максимальная скорость, км/ч
у земли 404
на высоте 449
Практическая дальность, км 1483
Скороподъемность, м/мин 343
Практический потолок, м 6450
Экипаж, чел 6/7
Полезная нагрузка: до 80 солдат


Источник текста - http://airwar.ru

Tags: СССР, авиация, проект, самолёт, транспортный
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments