Алекс (raigap) wrote,
Алекс
raigap

Categories:

Опытная авиационная пушка с коническим стволом ТКБ-369 (СССР. 1946-1948 год)

В этом блоге уже несколько раз упоминались различные системы стрелкового оружия и малокалиберной артиллерии оснащённые коническим стволом,особенностью ставшей широко известной после работ немецкого оружейника Герлиха (хотя он и не является первым конструктором пришедшим к этому). Но системы, о которых было сказано здесь, были сконструированы в странах Запада. А между тем работы над оружием с коническим стволом велись также и в СССР. Об одной из них и хотелось немного сказать. Это автоматическая авиационная пушка конструкции Михаила Самуиловича Кнебельмана. Фотографий пушки ТКБ-369 найти пока не удалось, но фото снарядов к ней прилагается.

В ЦКБ-14 начатые в военные годы исследования по коническим стволам после войны продолжил инженер-майор Кнебельман. В 1946 году это учреждение получило от ВВС заказ на разработку мощной автоматической авиационной пушки, которой предполагалось вооружать истребители и штурмовики, пилоты которых должны были поражать наземные бронированные цели, в том числе и подвижные. Её задумывали универсальной, чтобы была возможность установки оной как в развале циллиндров двигателя, так и в крыльях ...

1

Кнебельман спроектировал опытную автоматическую пушку ТКБ-369 с циллиндро-коническим каналом ствола калибром 37-мм у казенника и 25-мм у дульного среза. Её автоматика действовала за счёт отвода части газов из канала ствола. Затвор был поворотного типа. Суживающуюся часть (дульную насадку) выполнили из заготовки ствола пушки ВЯ-23 калибра 23-мм. При этом длина его рабочей части составляла 820-мм. Перед выстрелом детали ударно-спускового механизма находились в переднем положении, а темп огня составлял 300-350 выстрелов в минуту. Боеприпасы находились в металлической ленте и могли подаваться в патронник как слева, так и справа - в зависимости от конструктивных особенностей самолёта. Для уменьшения отдачи имелся дульный тормоз.

Масса пушки составляла 105 кг, длина- 2966 мм, ширина- 255 мм, высота- 176 мм. Патрон весил 900 грамм, снаряд- 212 грамм, давление пороховых газов при выстреле составляло 3000-3200 кг/кв.см. Испытания пушки проводились с 20 октября по 16 декабря 1948 года. В их ходе отрабатывали баллистические характеристики и устройство насадок. Например одну из них подвергли термообработке при закалке в масле, у другой длину рабочей части уменьшили до 580 мм, у третьей применили азотирование канала ствола длиной 480 мм. Дело в том, что из-за повышенного давления газов и ускоренного движения снаряда с обжимаемыми элементами заметно сокращались срок службы ствола и снижалась эффективность боеприпасов. Испытателям удалось получить начальную скорость снаряда в 1400 м/с, что вполне соответствовало требованиям заказчика. Для сравнения можно заметить, что начальная скорость снаряда у пушки НС-37 калибра 37-мм, которая считалась в те годы одной из наиболее мощных не превышала 900 м/с.

Вместе с тем в испытаниях были замечены и отрицательные моменты : после 830 выстрелов были зафиксированы 17 задержек, что было признано чрезмерным.

Источник - журнал "Оружие". № 4 за 2004 год.
Tags: СССР, авиация, артиллерия, опытный, пушка, самолёт, стрелковое оружие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments