Алекс (raigap) wrote,
Алекс
raigap

Categories:

Опытный вертолёт Kellett XR-10 (США. 1947 год)

Одним из самых, на мой взгляд, экстремальных вертолетов был и остается произведенный в количестве двух экземпляров "синхроптер" Kellett XR-10. Этот вертолет, - самый большой вертолет в США на момент полетов, - был построен в 1947 году по схеме с перекрещивающимися винтами. Выбрана она была потому, что в отличие от "классики" с хвостовым винтом - не имела потерь мощности на стабилизацию и имела идеальную управляемость по всем трем координатам в режиме висения, как у соосных машин, - но при этом не требовала сложной колонны с противоположно вращающимися валами и тягами к автоматам перекоса винтов ...

1


Машина представляла собой увеличенный вариант вертолета Kellett XR-8 с цельнометаллическим фюзеляжем и двумя двигателями. Имея нормальный взлетный вес 6000 кг (а максимальный почти 7000 кг), он почти в три раза превзошел по этому показателю самый большой вертолет ВВС США того времени - Sikorsky R-5. Первый из двух опытных образцов поднялся в воздух 24 апреля 1947 года.



Опять же: теоретически, у "синхроптеров" исключена проблема перехлеста лопастей, которая для соосников абсолютного* решения не имеет. Винты просто имеют фиксированное смещение по фазе, равное "360°/суммарное число лопастей" и все работает. Правда, на практике гораздо чаще встречаются четырехлопастные вертолеты, имеющие два двухлопастных ротора, что накладывает некоторые ограничения на их масштабирование. Kellett XR-10 представляет собой исключение и здесь: у него шесть лопастей, - два ротора по три лопасти. Вид, конечно, феерический. При максимальной взлетной массе почти в семь тонн он с помощью двух моторов Continental R-975-15 по 425 л.с. мог поднять 1600 килограммов груза или десять человек (2 члена экипажа + 8 пассажиров), - и доставить их на расстояние до 240 (по другим источникам 350 или даже 560) километров с максимальной скоростью 160 км/ч. Почему так мало? Аэродинамика-с... Короткая пузатая бочка и два "лба" несущих винтов не способствовали быстрому полету. Хотя, если с другой стороны посмотреть, - при такой мощности и по тем временам и оно неплохо.

2

Однако, дальше выпуска двух вертолетов Kellett XR-10 дело не пошло. Испытания показали некоторые неизлечимые недостатки этого решения. Во-первых, все это критически зависело от работоспособности синхронизатора, обеспечивающего неперехлест лопастей. Выход из строя этого узла гарантированно приводил аппарат к катастрофе. И если от перехлеста лопастей соосника можно было подстраховаться аккуратным пилотажем, то когда подведет синхронизатор - предсказать нельзя. Второй серьезной эксплуатационной проблемой был наклон роторов. Их внешние края находились слишком близко к земле и представляли угрозу для наземного персонала или десантирующихся в боевых условиях солдат. А 3 октября 1949 года шеф-пилот компании Kellett Дэвид Дрискилл погиб, пытаясь выброситься с парашютом из потерявшей управление машины. Те самые наклонные роторы, да, - его изрубило лопастями насмерть.



На этом фоне определенные сложности с управлением аппаратом по курсу (не зря у него столько рулевых плоскостей) были недостатками уже второстепенными, хотя и очень неприятным. Катастрофа поставила точку на развитии линейки машин Kellett и синхроптеров вообще. Появившиеся чуть позже аппараты Kaman аналогичной схемы - специализированные грузовики, у которых на горизонтальную скорость просто плюнули, вынеся роторы несущих винтов на специальных стойках с огромным лобовым сопротивлением с тем, чтобы их нижние края находились, все равно, на достаточном расстоянии от земли и кабины.

3

ТТХ :     экипаж + пассажиры: 10, силовая установка: 2 x Continental R-975-15 мощностью по 425 л.с, диаметр несущего винта: 19,8 (по другим данным - 21,64) м, максимальный взлетный вес: 6990 кг, вес пустого: 4341 кг, максимальная скорость: 160 км/ч, крейсерская скорость: 135 км/ч, практический потолок - 4600 м, дальность полета: 240 (по другим данным 350 или 560) км.

Источники : http://strangernn.livejournal.com/ , http://www.aviastar.org , http://www.airwar.ru
Tags: США, авиация, вертолёт, опытный, транспортный
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments