Александр (raigap) wrote,
Александр
raigap

Category:

Ранние прототипы Lockheed XF-90 - проекты L-153 и L-167 (США. 1945 - 1947 год)

Всем хорошо известен опытный многоцелевой истребитель XF-90. Но немногие знают, что у этого самолёта было около 60 различных прототипов, так и оставшихся на бумаге. О них мы и поговорим ниже. После успешного принятия на вооружение Р-80А, группа перспективных разработок Локхид (Advanced Development Projects Office более известные как Skunk Works) во главе с Келли Джонсоном приступила к разработке более совершенного многоцелевого истребителя с использованием передовых технологий. Группа получила полный доступ к захваченным немецким исследованиям различной тематики. Работа осуществлялось методом мозгового штурма. Проекты самолётов, зачастую с использованием самых необычных идей, быстро и появлялись и так же быстро отвергались. В ходе проектирования группой Келли были созданы 63 варианта самолёта с различной компоновкой. Ниже мы рассмотрим наиболее интересные из них ...


2а
Lockheed L-153-2 – в конструкции использованы многие решения от Р-80, можно сказать, что основные отличия от него – стреловидное крыло, расположение воздухозаборников и небольшие изменения в конструкции фюзеляжа для размещения более мощного двигателя. На чертеже так же указаны основные габаритные размеры самолёта (в футах) и площади крыла, хвостового оперения и рабочих плоскостей (квадратные футы).


Изначально проектирование велось под обозначением L-153. Самым первым вариантом, рассмотренным инженерами, стала глубока модернизация уже существующего самолёта Р-80. В частности предусматривалась установка стреловидного крыла, нового более мощного двигателя и другие изменения. Самолёт должен был сохранить вооружение Р-80 из 6 крупнокалиберных пулемётов, но стать более маневренным и быстрым. Всего было разработано 4 варианта такой модернизации: от L-153-1 до L-153-4.

2б
Lockheed L-153-3 – видно, что самолёт имеет уже больше отличий от Р-80, чем предыдущий прототип. Площадь крыла увеличена за счёт появления наплыва, удлинён фюзеляж, изменена конструкция носа и колпака кабины. Так же усиленно вооружение до 4х20 мм пушки.

В конце 1945 группа Джонсона получила доступ к трофейным немецким документам, в том числе и к исследованиям по крылу обратной стреловидности и W-образном крыле. Использование таких крыльев обещало решить проблему срыва потока и резко повысить маневренность самолёта. В ходе изучения макетов в аэродинамических трубах предпочтение было отдано W-образному крылу. С использованием такого крыла были разработаны проекты от L-153-7 до L-153-11 с различной конструкцией, двигателями и вооружением.

2в

2г
Lockheed L-153-7 – многие решения наследует от Lockheed L-153-3 с минимальными изменениями. К таким можно отнести перемещение вооружения для более удобного обслуживания и установки нового воздухозаборника и, конечно же, новое W-образное крыло. На чертеже так же указаны основные габаритные размеры самолёта в футах.

Отдельно стоит рассмотреть Lockheed L-153-11. В этом самолёте была применена двухбалочная конструкция – две хвостовые балки с вооружением и гондолы с кабиной пилота и двумя двигателями. В чём-то схема схожа с De Havilland D.H.100 Vampire, но с применением W-образного крыла и более развитыми хвостовыми балками. Вооружение размещено в хвостовых балках – по две 20мм пушки в каждой. Согласно расчётам такая схема должна была решить проблему прочности крыла обратной стреловидности за счёт укрепления конструкции.

Но испытания в аэродинамической трубе и расчёты инженеров показали, что на текущих материалах крылья обратной стреловидности получается слишком хрупким и от него пришлось отказаться. Группа инженеров приступила к проработке следующей идеи – создание трёх или даже четырёх двигательного истребителя. Данное решение обещало обеспечить самолёту высокую скорость полёта при использовании старых двигателей. Было проработано несколько вариантов от L-153-12 до L-153-18, одинаково вооружённых и использующих одинаковое трапециевидное крыло. Различались варианты хвостовым оперением и количеством использованных двигателей. Так же прототипы отличались схемами размещения двигателей в самолёте.

2д
Чертёж Lockheed L-153-11. Представлены два варианта под двигатели L-1000 или Westinghouse J34. На чертеже так же указаны основные габаритные размеры самолёта в футах и площади крыла и оперения.

2е
Lockheed L-153-13 – основное отличие этой модели от остальных – V-образное хвостовое оперение и использование трёх двигателей L-1000, два в гондолах на концах крыла и один в фюзеляже.

2ё
Lockheed L-153-22 - хорошо видно трапециевидное крыло, к сожалению, в носу рисунок размыт и не видно размещение вооружения.

2ж
Lockheed L-153-23 – основное отличие от Lockheed L-153-22 – размещение воздухозаборника в носу самолёта, а не сбоку как в большинстве проектов L-153. Так же уменьшена высота хвостового оперения.

К сожалению, об остальных почти 40 проектах информации почти нет. Известно, что в проектах третьего десятка группа Джонсона применяла различные варианты крыла с изменяемой стреловидностью, используя различные варианты и наработки, как свои, так и немецкие. Пока удалось найти только проект Lockheed L-153-34.

2з
Lockheed L-153-34 – достаточно интересный вариант самолёта с крылом изменяющейся стреловидности. В необычном месте расположен воздухозаборник, так же на самолёте использован только один двигатель. Вооружение стандартное: 6х20-мм пушек.

В 1946 году ВВС США подготовила требования на конкурс по созданию многоцелевого дальнего истребителя, способного сопровождать бомбардировщики и наносить штурмовые удары. Предполагалось, что в случае сопровождения бомбардировщиков самолёт прикрытия должен быть способен уничтожать вражеские зенитные позиции – отсюда и требование к многозадачности самолёта. В Lockheed решили принять участие в конкурсе и передали работу группе Келли Джонсона. Проект получил наименование L-167 и должен был использовать наработки по проекту L-153. В январе 1947 года было решено использовать для самолёта компоновку с оживальным крылом.

2и
Первый прототип Lockheed L-167. Изначально использовано треугольное крыло оживальной формы. Вооружение из шести 20-мм пушек размещено в крыле. Два двигателя L-1000 установлены в задней части фюзеляжа.

В процессе проектирования стало ясно, что пилотирования самолёта с оживальным крылом будет слишком усложнено, поэтому проект был пересмотрен в пользу использования дельтовидного крыла. Так же было пересмотрено и хвостовое оперения самолёта в пользу более обычного. На самолёт были установлены более мощные двигатели, уменьшена общая толщина крыла.

2й
Внешний вид второго прототипа Lockheed L-167. Хорошо видно новое дельтовидное крыло и хвостовое Т-образное оперение. Вооружение по-прежнему размещено в крыле.

Для самолёта предполагались следующие ЛТХ:

Скорость на уровне моря: 1150 км/ч
Максимальная скорость на высоте в 10 км: 1050 км/ч
Абсолютный потолок: 14 км
Боевой радиус: 1500 км
Скороподъёмность: 60 метров в секунду
Скорость сваливания: 170 км/ч


В таком варианте самолёт был предложен военным, но летом 1947 года ВВС сообщили, что им необходим самолёт традиционной схемы. Джонсону и его группе пришлось вернуться к чертёжным стволам, и снова используя наработки по программе L-153 спроектировать новый самолёт. Именно он, в конце концов, и станет XF-90.

Использованная литература:

«American Secret Projects: Fighters and Interceptors 1945-1978» by Tony Buttler.
«Lockheed Martin’s Skunk Works: The Official History» by Jay Miller


Источник - http://forum.worldofwarplanes.ru/
Tags: США, авиация, истребитель, проект, самолёт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments