Алекс (raigap) wrote,
Алекс
raigap

Category:

Проекты тяжёлых гидросамолётов-экранопланов Бериева : Бе-1200, Бе-2500, Бе-5000 (СССР-Россия).

Во второй половине 1980-х годов в ТАНТК им.Бериева начались исследования по созданию тяжёлых гидросамолётов-амфибий, которые в некоторых конфигурациях могли также использоваться как экранопланы. Одним из первых (помимо Бе-800 и Бе-1000) в ряду этих разработок тяжёлых грузопассажирских многофукнциональных машин был проект под индексом Бе-1200 ...


1200
Бе-1200

Машина должна была обладать взлётным весом 1200 тонн, оснащаться шестью ДТРД Rolls-Royce Trent общей тягой 490 kN, обладать дальностью полёта 10000 км и перевозить грузы общей массой до 450 тонн.

Потом был проект сверхтяжелого гидросамолета-экранолета Бе-2500. Это гигантский воздушный корабль со взлетной массой 2500 тонн также имеет оригинальную компоновку. По замыслу конструкторов, грузо-пассажирский Бе-2500 сможет выполнять полеты как в высотном, так и в экранном режимах. он выполнен по аэродинамической схеме «летающее крыло», интегральной в плане формы. Взаимное расположение лодки и крыла с развитым центропланом обеспечивает глиссирование на редане лодки и задней кромке центроплана, двигаясь по воде с высоким аэродинамическим качеством.

2500 0
Бе-2500



Взлет с воды должен выполняться с использованием эффекта поддува - выхлопные газы двигателей, установленных по бокам передней части фюзеляжа, направляются под крыло, где в замкнутом объеме образуется своеобразная газовая подушка, облегчающая отрыв от воды. Применение поддува упрощает и делает более безопасным снижение и приводнение летательного аппарата, так как этот режим может достигаться с постоянным углом тангажа, что предполагает минимальное вмешательство летчика.

2500 1

Бе-2500 планируется снабдить убирающимся шасси, рассчитанным на минимальную взлетную массу. оно должно использоваться лишь при перелетах на заводские аэродромы для проведения ремонтных работ, а также для выхода на гидроспуск. В качестве двигателей рассматривались ДТРД НК-116, либо Trent 800. Предварительный проект ТРДД НК-116 (с диаметром вентилятора 5 метров) для перспективных тяжелых транспортных самолетов, в том числе и для гидросамолетов, прорабатывался в 1994 году в Самарского НПП «Труд».

2500 2

Предполагается, что сверхтяжелые гидросамолеты найдут применение, в первую очередь, на трансатлантических и транстихоокеанских маршрутах. По замыслу конструкторов, они смогут пользоваться уже существующими портами, практически не требуя создания какой-то новой уникальной инфраструктуры. Сверхтяжелые гидросамолеты могут эффективно применяться и в поисково-спасательных операциях, а также использоваться в процессе освоения человечеством мирового океана, совершая рейсы между морскими поселениями (создание которых - дело ближайшего будущего) и материком. Еще одной сферой применения самолета типа Бе-2500 может стать разведка и добыча полезных ископаемых в зоне шельфов и архипелагов.



Создание самолетов типа Бе-2500 - дело отдаленного будущего. Очевидно, столь грандиозные программы следует реализовывать в содружестве с другими государствами, заинтересованными в освоении океанских пространств и развитии морских сообщений.

2500 3

Последним был проект сверхтяжёлого Бе-5000, силовая установка которого должна была состоять из 23 ДРТД, установленных на верхней поверхности крыла, а взлётная масса достигать соответственно 5000 тонн.

5000

В качестве силовых установок в вышеуказанных проектах рассматривались как отечественные перспективные двигатели НК-62М и НК-116, так и английские Rolls-Royce «Trent».

Основными задачами сверхтяжелого гидросамолета могут стать трансокеанские перевозки грузов и пассажиров, транспортные операции в открытом океане, выполнение поисково-спасательных операций. Самолет-амфибия имеет возможность работать с поверхности моря и таким образом решить проблемы, связанные с перегруженностью международных аэропортов и уменьшением шума в зоне городов. Эксплуатация сверхтяжелых самолетов-амфибий потребует внести минимальные изменения в инфраструктуру строящихся и реконструируемых морских портов. Все что необходимо сделать, это расширить дамбы для защиты участка акватории порта, предназначенной для приема гидросамолетов, построить гидроспуски и стояночные площадки. На фоне миллиардных затрат, планируемых для создания новых аэропортов, требуемые на это средства будут незначительными.

Конструкторы ТАНТК при создании концепции сверхбольших амфибийных летательных аппаратов заложили в неё следующие положения:
- летательные аппараты должны иметь возможность с минимальным весом взлетать с сухопутного аэродрома или самостоятельно выходить на гидроспуск и на пологий песчаный берег,
- размещение шасси на сверхтяжелых самолетах (взлетным весом более 500 т) представляет значительные трудности и приводит к уменьшению весовой отдачи. На самолетах-амфибиях схемы «высокоплан» весовые потери от шасси могут быть еще больше. Поэтому в принятой концепции шасси для амфибии схемы «низкоплан» выполняется в расчете на минимальный вес, необходимый для обеспечения перелетов на 500-700 км или выхода самолета на гидроспуск.

Источники :    https://testpilot.ru/ , журнал "Авиация и космонавтика № 10 / 2000 , книга "Самолеты ТАНТК им.Г.М.Бериева (1968-2002)" и другие.
Tags: Россия, СССР, авиация, гидросамолёт, перспективный, проект, самолёт, тяжёлый, экраноплан
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments