Алекс (raigap) wrote,
Алекс
raigap

Categories:

Ранние проекты программ LHX и Tactical Tiltrotor (США).

Под аббревиатурой LHX (Light Helicopter Experimental) скрывается всем известный RAH-66 Comanche – малозаметный, многоцелевой, разведывательно-ударный вертолёт. Практически невозможно перепутать этот угловатый, но всё равно грозный вертолёт с какой-то иной машиной. Но мало кто знает, что изначально LHX имел с концепцией "Стелс" мало общего. В 1982 году стало ясно, что все современные боевые вертолёты крайне уязвимы перед имеющимися у ОВД средствами ПВО. Армия США приняла решение разработать принципиально новый тип вертолёта способного заменить как ударные и разведывательные машины (подпрограмма SCAT), так и транспортные (подпрограмма UTIL). Главным средством защиты подобных машин должна была стать скорость – в первоначальном общем задании по программе LHX требовалось достичь отметки в 500 километров в час. Несмотря на не самую простую задачу, в конкурсе приняли участие практически все крупные игроки в сфере американского вертолётостроения.

Наиболее очевидным путём выполнения требований военных было создание конвертоплана. Именно этот путь был выбран Bell, первоначально пошли по нему и инженеры Sikorsky. О проекте фирмы «Белл» я недавно писал тут https://raigap.livejournal.com/676574.html . Поэтому продолжим с фирмы Сикорского ...


1




2
Различные ранние варианты конвертоплана от Sikorsky по программе LHX

Изначально в Sikorsky тоже приступили к проектированию конвертоплана. Эта машина была в целом очень похожа на ВАТ, хотя и была немного больше и тяжелее. Так же кроме ударного варианта по подпрограмме SCAT проектировался и транспортный вариант UTIL. Но далеко разработка не продвинулась. Понимая своё отставание перед Bell по опыту (те занимались конвертопланами уже добрые 30 лет) в Sikorsky решили пересмотреть свой проект.

3
Sikorsky LHX SCAT. Прослеживается влияние и предыдущих проектов Sikorsky. Так пушечная турель своей конструкцией очень напоминает турели S-67 и S-71

4
Sikorsky LHX UTIL

Следующим вариантом от Sikorsky стало использование соосной схемы с дополнительным толкающим винтом в кольцевом обтекателе. Несмотря на падение скоростных характеристик, такая схема была куда более стабильной и манёвренной, что было важно, как для ударного вертолёта, так и для транспортного. Интересно, что в будущем именно такая схема станет "фишкой" Sikorsky, и сейчас мы можем наблюдать соосную схему с толкающим винтом на новейшем S-97 "Raider".

5
Hughes LHX SCAT на фоне своих конкурентов. Интересно, что от Sikorsky ещё представлен конвертоплан

6
Иногда это проект называют Х-крылом, но это не верно, ротор не останавливается и не превращается в крыло

7

Наверное самым необычным стоило бы назвать проект от Hughes. Это был проект легкого одноместного вертолета одновинтовой схемы с системой NOTAR, не только заменяющей хвостовой винт, но и предающий вертолёту дополнительную скорость. Это был самый маленький из проектов LHX, но он не уступал своим конкурентам ни по скорости (550 километров в час), ни по вооружению (четыре ПЗРК Stinger или четыре ракеты Hellfire на законцовках крыла). Данный проект даже сейчас вызывает ощущение, что это вертолёт будущего для какого-то научно-фантастического фильма. К сожалению, о варианте UTIL от Hughes пока ничего не известно.


8

В Boeing же решили рискнуть, и частично отказаться от выполнения требований военных, в пользу создания вертолёта, защищённого не скоростью, а незаметностью. Их проект не был похож на конкурентов, по максимуму использовал новомодные тогда наработки "Стелс". На вертолёт устанавливались совершенные радары и боевые компьютеры. Для уменьшения радиозаметности отказались от внешнего размещения вооружения. Пушка выдвигалась, а ракеты стартовали вниз из вертикальных шахт в корпусе. И ставка Boeing, хоть и была рисковой, но победила.

9
Ранний вариант Bell/Boeing Tactical Tiltrotor

10
Различные компоновки Bell/Boeing Tactical Tiltrotor, в том числе и варианты с двумя турбореактивными двигателями

После предварительного рассмотрения проектов в 1984 году, военные признали идею Boeing об отказе от скорости в пользу незаметности наиболее удачной. Были выпущены уточнённые требования к вертолёту, получившие наименование LHX/LOA, включавшие в себя необходимость придания проектам максимальной радионезаметности. Но история скоростных ударных вертолётов на этом не оканчивается. Военные посчитали идею об ударном, скоростном конвертоплане достаточно интересной – в перспективе такие машины могли-бы заменит штурмовики А-10. В 1986 году Bell и Boeing было предложено совместно разработать такую машину, получившую наименование Tactical Tiltrotor.

11
Внутреннее устройство Bell/Boeing Tactical Tiltrotor

12
Художественное представление возможного боевого применения Bell/Boeing Tactical Tiltrotor

13
Кроме ударного варианта в инициативном порядке был разработан трансзвуковой транспортно-боевой конвертоплан с применением элементов "Стелс"

Главным требованием военных было создание сверхзвукового ударного конвертоплана, и что бы им угодить инженерам пришлось постараться. Было рассмотрено несколько конфигураций Tactical Tiltrotor, но, в конце концов, остановились на двухместном лёгком самолёте по схеме утка с крылом обратной стреловидности. На законцовках крыла размещались гондолы с турбореактивными двигателями и отклоняемыми роторами, обеспечивающими взлёт, посадку, зависание и полёт на скоростях до 300 километров в час. В режиме вертикального полёта лопасти двигателя складывались, чтобы не создавать лишнее сопротивление, а сам самолёт переходил на турбореактивный двигатель в корпусе. Всё ракетное вооружение размещалось во внутреннем отсеке. В итоге получившаяся машина развивала скорость до 1350 километров в час, и несла до восьми ракет Stinger или Hellfire.

Работы над проектом продолжались до 1990 года, когда он был закрыт из-за ослабевания военной угрозы от СССР.

Источник -   https://youroker.livejournal.com/   (Flight International. 05-1990 , secretprojects.co.uk , Warplanes of the Future. Bill Gunston , Science&vie HS Aviation. 1987 , Attack Aircraft. Roy Braybrook , Stealthy Scout: The RAH-66 Comanche. Frank Collucci , Stealth Technology: The Art Of Black Magic. J.Jones , Bell Aircraft since 1935. Alain J. Pelletier.)
Tags: США, авиация, вертолёт, винтокрыл, истребитель, проект, транспортный, штурмовик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments