Алекс (raigap) wrote,
Алекс
raigap

Categories:

Полностью атомные авианосцы. Отчёт ZP-329 ANP New Naval Applications. (США. 1961 год).

Март 1961 года стал роковым для истории самолётов с атомными двигателями в США. Всего через два месяца после инаугурации нового президента США Джона Кеннеди, программа ANP- Aircraft Nuclear Propulsion была закрыта вместе с программой по созданию ядерного стратегического бомбардировщика WS125. Convair со своим бомбардировщиком NX-2 оказались в сложной ситуации – прибыльный заказ буквально исчезал на глазах. Надо было что-то срочно делать. ВВС потеряли интерес к ядерной авиации, считая её переусложнённой и излишне опасной, и не собирались пробивать дорогу проекту в высших эшелонах власти. И тогда в Convair решили пойти ва-банк и обратиться к флоту. До того флот не проявлял особого интереса к авиации с ядерными двигателями, но в Convair верили, что правильно поданный проект несомненной заинтересует адмиралов. Было решено, не мелочится, и подготовить отчёт со всеми возможными применениями ЯСУ в авиации флота. Отчёт получил наименование ZP-329 ANP – New Naval Applications и в середине марта был направлен руководству ВМФ ...


1
Макет авианосца USS Ranger CV-61 переоборудованного для применения авиационных систем с ЯСУ




Хочется заметить, несмотря на то, что отчёт был собственной инициативой Convair с крайне туманными перспективами, для него был построен полноценный макет авианосца и самолётов для него. Практически половину отчёта занимает обоснование необходимости флоту получить ядерную авиацию в своё распоряжение. Указывалось, что ЯСУ позволяет радикально увеличить дальность, что в свою очередь позволит наносить удары не только по целям на побережье, но и спокойно доставать ударными самолётами самые отдалённые районы СССР. ЯСУ позволяла организовать долговременное патрулирование – не требовалось постоянно менять самолёты, радиус патрулирования был практически неограничен. Морское базирование ядерных самолётов решало и вопрос безопасности – для ВВС оказались огромной проблемой возможные катастрофы с такими самолётами над территорией США или союзников. Над морем же можно было спокойно летать и так же спокойно туда падать.

2
Проект стратегического бомбардировщика с ядерной силовой установкой Convair NX-2

Основным предложением в отчёте была адаптация для базирования на авианосце Convair NX-2. Самолёт предлагалось уменьшить в полтора раза, сократить экипаж до трёх человек и оснастить складывающимся крылом. Рассматривался вариант создания на его базе ударного самолёта, противолодочного и тяжёлого истребителя. Как и в обычном варианте на самолёте была установлена ЯСУ закрытого типа, но всё равно взлёт производился на реактивных двигателях, для уменьшения загрязнения палубы. Забавно, что для двигателей использовался этилдекаборан HEF-3, высокотоксичный и куда более опасный, чем обычная радиация.

3
Палубный самолёт с ЯСУ на основе конструкции Convair NX-2

Следующим предложением был беспилотный дрон ДРЛО вертикального взлёта и посадки с ЯСУ. Такой дрон мог бы постоянно сопровождать авианосец, проводя наблюдение за воздушным пространством и заранее обнаруживая приближающиеся самолёты или ракеты. Дрон мог находиться в полёте до 10 суток, предполагалось обслуживание либо в порту, либо на палубе авианосца. Кроме того на дроне было возможным разместить глубинные бомбы и выполнять задачи по уничтожению вражеских подводных лодок.

4
Модель дрона (правый верхний угол) ДРЛО с ЯСУ

Кроме того указывалась возможность оснащения авианосцев ракетами с ядерными ПВРД. Такие ракеты могли бы значительно усиливать ударные возможности авианосца, не требуя особо дополнительных мероприятий по их содержанию. Так же рассматривалась возможность таких ракет в качестве дальних разведчиков, вместо боеголовки на ракете размещалась разведывательная аппаратура. Ракета совершала облёт цели и возвращалась в указанную зону, где приводнялась и с неё демонтировалась головная часть.

5
Старт ракеты ( по центру) с ядерным ПВРД

Описывались в отчёте и меры радиационной защиты на корабле. Так предлагалось разместить на палубе машины для проведения работ в условиях высокого уровня радиации, по типу разработанного для NASA "Beetle". Палубный персонал должен был работать в специальных защитных костюмах. Так же, так как именно на CV-61 впервые появилась система водяной защиты палубы, её предполагалось использовать каждый день для промыва палубы от радиоактивных и химических загрязнений. Сам экипаж и внутренние помещения экранировались от радиации толстой полётной палубой, обслуживание самолётов с ЯСУ проводилось в специальных защищённых ангарах.

В отчёте предлагалась длительная программа по внедрению самолётов с ЯСУ на флот. На первом этапе до 1965 года Convair вместе с кораблестроителями должны были окончательно спроектировать все элементы будущей системы. Второй этап по 1970 год предполагал проведения испытаний и переоборудование авианосца CV-61 для ношения самолётов с ЯСУ. В 1971 году предполагалось возвращение на боевое дежурство авианосца с первыми ядерными самолётами. Стоимость программы оценивалась в 650 миллионов долларов без учёта затрат на переоборудование авианосца.

К сожалению, история не донесла пока до нас реакцию адмиралов на этот отчёт. Но мы знаем, что в конце марта все работы по нему были прекращены, и можно предположить, что флотским идея поставить на палубу самолёты с ЯСУ ещё как не понравилась.

Источник - https://youroker.livejournal.com/ ( https://www.secretprojects.co.uk/ )
Tags: БПЛА, ДРЛО, США, авианосец, авиация, бомбардировщик, истребитель, проект, ракета, самолёт, флот, ядерное оружие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment