Алекс (raigap) wrote,
Алекс
raigap

Categories:

Проект вертолета-крана Hiller Aircraft "Rotary Wing System for Booster Recovery" (США. 1965 год).

"Hiller Aircraft" это фирма производящая легкие вертолеты. Особой удачливостью не отличалась, крупной серий тоже, и к нашим дням летающих машин их производства почти не осталось, зато остался музей на 101 шоссе в Пало Альто. В свое время Hiller работал над концептом летающего крана с реактивным приводом несущего винта. Продать его армии у него не получилось, но в 1965 году его снова посетили надежды на реализацию давней мечты - NASA было заинтересовано в поисках вариантов спасения отработанных ракетных ступеней системы Saturn V в рамках проекта Apollo ...


1




В своем предложении Hiller отмечал недостатки многих систем спасения первой ступени, включая сложность, потери производительности, вероятность повреждения при посадке на землю/воду и прочая. При этом вертолет (впрочем эту штуку он не называл вертолетом, всегда ссылаясь на нее как "Rotary Wing System for Booster Recovery") должен был перехватить ступень в ее "родной стихии", т.е. в воздухе.

2

Предлагаемый Hiller летательный аппарат имел трехлопастной несущий винт диаметром 120 м, на законцовке каждой лопасти по два реактивных двигателя - итого шесть, плюс седьмой в хвостовой части для привода рулевого винта. Частота вращения несущего винта в 60 оборотов в минуту кажется чертовски медленной по вертолетным стандартам, но учитывая длину лопастей, их законцовки приближаются к скорости звука. Это был бы не только очень большой, но и очень шумный проект.

Так же аппарат мог быть использован в качестве летающего крана или для транспортировки элементов ракеты-носителя. Вертолет должен был взлететь с площадки возле космодрома или иной подходящей базы с полностью заправленными внутренними баками и дополнительными подвесными, выйти в район падения отработанных ступеней и барражировать там до 6 часов на высоте от 4500 до 6000 метров.

3

После обнаружения спускающейся ракетной ступени вертолет должен был перехватить ее на высоте около 3000 метров. Для S-1C предлагалась парашютная система, которая обеспечивала планирующий спуск с качеством больше 1 - т.е. горизонтальная скорость должна быть выше вертикальной. Вертолет должен был сравнять свою горизонтальную и вертикальную скорость с скоростью ступени и как бы "притереться" к траектории снижения ракеты, после чего подхватить парашют специальным крюком и выравнивая траекторию постепенно перевести на него вес ракетной ступени. Купол парашюта складывается и полезная нагрузка оказалась бы подвешенной в 215 метрах ниже вертолета. Дальше вертолет потихоньку втягивает подвесную систему, поворачивает ступень в горизонтальное положение и фиксирует под фюзеляжем, после чего транспортирует в место старта или иную точку назначения на земле. С учетом расстояния в 650-750 километров от точки старта до места перехвата ступени, это тоже превращается в сложную задачу. Сколько для этого надо топлива? Как парировать ветровые нагрузки - все же парусность первой ступени ракеты Сатурн изрядна. Более вероятен вариант посадки вертолета на судно, дежурящее в районе перехвата - нечто вроде баржи или авианосца. Это будет габаритный корабль ... но в этой концепции не было ничего маленького.

4

Стоимость разработки была фантастической, но ступени Saturn V тоже не отличались дешевизной - предполагалось что после пары запусков система окупит себя. К тому моменту бюджет NASA составлял почти 5% федерального бюджета (в 10 раз больше чем в наши дни) и казалось что США может позволить себе и такую фантастику на грани безумия (или за гранью). Но денег Hiller так и не дали. Со временем бюджет NASA сократили, при этом у космического агентства были свои пожиратели денег вроде строительства стартовых комплексов на мысе Канаверал, а позже в фокусе внимания оказались многоразовые космические корабли.

5

Модель системы сейчас находится в музее компании Hiller, демонстрируя большое воображение производителя маленьких вертолетов.

Характеристики:     диаметр несущего винта – 120 м , вес пустого - ~200000 кг , полезная нагрузка ~250000 кг , максимальный взлетный вес - 453000 кг.

Источник - https://thexhs.livejournal.com/
Tags: США, авиация, вертолёт, проект, транспортный, тяжёлый
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments