Алекс (raigap) wrote,
Алекс
raigap

Categories:

Опытная железнодорожная артиллерийская установка ТГ-1 (СССР. 1938 - 1941 год).

В связи с необходимостью иметь на вооружении сухопутных подразделений Красной Армии артиллерийских систем большой мощности в конце 1930-х годов было выдано тактико-техническое задание на разработку новых железнодорожных установок, получивших наименование ТП-1 (с 356-мм пушкой) и ТГ-1 (с 500-мм гаубицей). Как показал опыт боевых действий на Западном фронте в годы первой мировой войны, именно такие установки являлись наиболее эффективным оружием для уничтожения вражеских укреплений с многометровыми железобетонными перекрытиями. Однако о калибре орудия для такой установки вначале не было единого мнения. В связи с этим специалисты Артиллерийского научно-исследовательского института в 1937 г. провели тщательный анализ вариантов железнодорожных артиллерийских установок с гаубицами калибра 450. 475 и 500 мм ...

1



От калибра 475 мм в итоге отказались. Осталось два варианта — 450 и 500 мм. И хотя считалось, что наилучшими баллистическими характеристиками будет обладать 450-мм гаубица, более универсальной была признана пушка калибра 500 мм. Такое мнение подкреплялось тем, что действие по бетону у всех гаубиц предполагалось одинаковое, но действие по грунту должно было быть лучше у 500-мм гаубицы. В результате ей и отдали предпочтение.

Проектирование гаубицы вело ОКБ-172, оно же было и разработчиком железнодорожной артиллерийской установки в целом. К работам по созданию установки ТГ-1 были привлечены также организации и предприятия, задействованные в проектировании и постройке 356-мм установки ТП-1. Установка ТГ-1 была вооружена 500-мм гаубицей с длиной ствола 27,7 калибра (13,85 м) и в отличие от ТП-1 предназначалась для действий исключительно на сухопутном фронте для уничтожения особо важных объектов и бетонных укреплений долговременного типа.

В соответствии с планами Главного артиллерийского управления Новокраматорский механический завод, на котором производился весь монтаж системы, должен был к концу 1942 г. изготовить 16 установок ТГ-1, предназначенных для вооружения артиллерийских батарей особой мощности резерва Главного командования. Батареи установок ТГ-1 должны были иметь такую же организационную структуру, что и батареи ТП-1: три артиллерийских транспортера; три вагона-силовые станции (по одной на орудие); шесть вагонов-погребов (по два на орудие) с 24 выстрелами в каждом вагоне; один вагон-батарейный пост, один вагон-центральный пост. Предполагалось также иметь подвижную базу с двумя запасными вагонами-погребами на орудие и средствами для восстановления разрушенного участка железнодорожного пути длиной до 40 м.

Как и в случае установок ТП-1, работа по установкам ТГ-1 велась с некоторым отставанием от графика и в результате сроки оказались сорванными. К началу Великой Отечественной войны были готовы лишь одна качающаяся часть ТГ-1 и один универсальный транспортер ТПГ. Такой транспортер имел сильно упрощенную конструкцию и предназначался только для испытаний орудий.

2

Заводские испытания установки ТГ-1 на транспортере ТПГ были проведены на Новокраматорском заводе в конце 1940 г. Полигонные испытания планировалось провести летом 1941 г. на полигоне под Ленинградом. Однако нападение Германии на СССР прервало работу как над установкой ТП-1, так и над ТГ-1, которые так и не были приняты на вооружение. С началом войны все работы по установке ТГ-1 вообще прекратили.

Установка ТГ-1 разрабатывалась с начала 1938 года параллельно с разработкой установки ТП-1, однако в отличие от последней она была вооружена 500-мм гаубицей с длиной ствола 27,7 калибра (13,85 м). Установка предназначалась для действий исключительно на сухопутном фронте для уничтожения особо важных объектов и бетонных укреплений долговременного типа.

Весящий 85,1 т ствол установки был снабжен быстросменным лейнером (внутренней тонкостенной трубой с винтовыми нарезами) с двухтактным поршневым затвором. Скорострельность установки составляла 1 выстрел в две минуты. Стрельба могла вестись снарядами двух типов: бетонобойным, весом 2050 кг (вес взрывчатого вещества 205 кг), и фугасным, весом 1470 кг (вес взрывчатого вещества 276 кг). При угле падения 70° бетонобойный снаряд был способен пробить бетонное перекрытие толщиной 4,4 м. Дальность стрельбы этим снарядом составляла 19,5 км.

В качестве ходовой части установки использовался 16-осный железнодорожный транспортер, унифицированный с транспортером установки ТП-1. Транспортер обеспечивал переброску весящей 353,3 т установки по всем нормальным железнодорожным путям СССР со скоростью до 50 км/ч. Длина транспортера между буферами составляла 33,9 м. Смонтированные на нем подъемные механизмы позволяли придавать стволу гаубицы углы возвышения от +15° до +70°. Угол горизонтальной наводки составлял всего +3°, так что для обеспечения большего угла горизонтальной наводки предусматривалось в каждом отдельном случае строить специальные закругленные железнодорожные полосы (усы), передвигаясь по которым транспортер мог менять угол обстрела.

3

Из походного положения в боевое и обратно установка переводилась за 3 часа.

По своим конструктивным решениям и боевым характеристикам установка ТГ-1 была первоклассным орудием. На вооружение артиллерии РГК Красной Армии планировалось принять к концу 1942 года 16 таких установок, однако к концу войны была изготовлена только одна установка ТГ-1 на упрощенном транспортере, предназначенном для проведения испытаний. Установка прошла заводские испытания на Новокраматорском механическом заводе, однако в связи с началом войны работы над ней были прекращены.

Технические данные 500-мм железнодорожной установки ТГ-1:

Калибр - 500 мм
Начальная скорость снаряда - 490-580 м/с
Наибольший угол возвышения - +70°
Угол горизонтального обстрела - 6°
Вес в боевом положении - 353300 кг
Скорострельность - 1 выстр. / 2 мин.
Наибольшая дальность стрельбы:
фугасным снарядом - 25,0 км
бетонобойным снарядом - 19,5 км
Вес бетонобойного снаряда - 2050 кг


Источник - https://www.russianarms.ru
Tags: Вторая Мировая Война, СССР, артиллерия, гаубица, опытный, тяжёлый
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments