?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я уже выкладывал тут материал по многоствольному пулемёту конструкции Слостина http://raigap.livejournal.com/33613.html . Но в 30-е - 40-е годы двадцатого века в СССР велись и другие работы по пулемётам под этот патрон. До войны были созданы пулемёты Симонина и Дегтярёва-Шпагина. Во время войны над пулемётом под этот патрон работали конструкторы Салищев и Галкин. Снимков этих систем у меня пока нет, но вот какой любопытный материал я получил недавно от моего друга, инженера-конструктора, полковника Юрия Григорьевича Пахомова.


Вот из достаточно серьезной монографии Петухова СИ., Шестова И.В. История создания и развития вооружения и военной техники ПВО Сухопутных войск России. 4.1. М.: Изд-во ВПК, 1988.

"Стоит коснуться и некоторых направлений разработки пулеметного вооружения, которые не нашли воплощения в серийных образцах.

В техническом плане интересны долгие поиски альтернативы пороховому автоматическому оружию. Появление достаточно малогабаритных быстроходных двигателей способствовало интересу к использованию для метания пуль и снарядов центробежной силы, заменив ею энергию пороховых газов. В 1920—1930-е годы многие изобретатели и даже коллективы разрабатывали подобные проекты, причем наиболее популярны были «центробежные пулеметы», но ни один не вышел из стадии модели.
Более интересны работы во время войны над жидкими метательными веществами. В 1942 г. в уральском поселке Билимбай группа инженеров эвакуированного из Москвы завода № 293 разрабатывала систему пулемета и пушки на основе работ над жидкостными ракетными двигателями. Разработчики решили «непрерывно впрыскивать в заснарядное пространство» топливо с окислителем (керосин и азотная кислота), для опытов использовали ствол 14,5-мм противотанкового ружья. «Керосиновый» пулемет впервые испытали 5 марта 1943 г. и неудачно. 

Отрабатывали и схему с унитарным патроном с жидким ВВ. Впоследствии проблема надежно работающего оружия на жидких метательных веществах стала предметом широких НИОКР, но не решена и по сию пору.

Поисковые работы велись и в более традиционных направлениях. Ухудшение меткости стрельбы пулеметов военного времени было одной из причин общего стремления повысить плотность огня даже в ущерб его прицельности. И неудивительно появление установок «шквального огня», например опытного 8-ствольного пулемета И.И. Слостина. Работа над многоствольным скорострельным пулеметом Слостина началась в Коврове в 1936 г., полигонные испытания 7,62-мм восьмиствольного пулемета начались в 1938 г. Пулемет даже ставили на колесный станок Соколова для использования в качестве наземного, позднее испытывали и зенитный вариант. Темп стрельбы достигал 5000 выстр./мин. Схема автоматики с вращающимся блоком стволов имела давнюю историю, но в данном случае она приводилась в действие не внешним, а внутренним газопороховым двигателем (с отводом газов из каналов стволов). В 1939 г., впрочем, работу пулемета Слостина признали неудовлетворительной. В 1943 г. Технический совет Наркомата вооружения поручил ковровскому заводу № 2 провести доработку пулемета в двух калибрах - 7.62 и 14.5 мм и устранить выявленные конструктивные недостатки. Доводка многоствольного пулемета Слостина велась в 1944—1945 гг.

Одновременно Е.В. Ивановым, В.А. Введенским и СМ. Крекиным велась разработка образцов аналогичной схемы под 14,5-мм патрон. В 1937 г. параллельно со Слостиным тульский конструктор М.Н. Блюм разработал 12-ствольный пулемет с вращением блока стволов электроприводом, а спустя год — с установкой на автомобиль и приводом от автомобильного двигателя (пулемет давал темп стрельбы до 13 ООО выстр./мин.). Работы по многоствольным пулеметам Слостина, Введенского и Крекина под патрон 14.5х114 были остановлены после полигонных испытаний 1947 г. Решить проблему сочетания вращающегося блока стволов («схемы Гатлинга») с внутренним газопороховым двигателем удалось позже в авиационных пулеметах ЯкБ-12,7 (П.Г. Якушев, Б.А. Борзов) и ГШГ-7,62 (Е.Б. Глаголев, А.Г. Шипунов, В.П. Грязев), а также автоматических пушках типа ГШ-6-23, ГШ-6-30 (В.П. Грязев, А.Г. Шипунов). Но это было уже авиационное вооружение. К «пехотным» вариантам такого оружия заказчик интереса не проявил.


Опытный многоствольный 14.5-мм пулемет Слостина 1944 г. (Снимок из книги)


Теперь из работ "Бой пехоты. Руководство для командного состава. Типография 5-й Краснознаменной армии. " и "Болотин Д.Н. История советского стрелкового оружия и патронов.1989г."

"... В том же 1942 г. конструкторы ЦКБ-14 Салищев и Галкин спроектировали противотанковый пулемет, хотя теперь его точнее было бы назвать «противоброневым». Кроме борьбы с бронемашинами он должен был решать и другие задачи. Увеличивалось количество огневых средств, с которыми небольшим подразделениям приходилось вести борьбу, и требовалось скорострельное оружие для ведения огня по скоплениям живой силы и техники, огневым точкам до 1500 м. С другой стороны, авиация все шире применяла атаки бомбардировщиков и штурмовиков на малых высотах, а сами самолеты получили бронирование и протектированные баки, увеличивали скорость полета. Требовалось качественное улучшение характеристик зенитных пулеметных установок. 12,7-мм ДШК и ДШКМ нужно было дополнить пулеметом с большим бронебойным действием пули и досягаемостью по дальности и высоте. И здесь как раз подходил 14,5-мм патрон (14,5* 114), ос¬военный во время войны в массовом производстве. Правда, патрон этот использовался пока только в ПТР и, соответствен¬но, имел варианты с бронебойными и бронебойно-зажигательными пулями (Б-32, БС-41, БЗ-39). В декабре 1942 г. ГАУ утвердило тактико-технические требования на 14,5-мм пулемет. Ив 1943 г. разработку нового пулемета начали на Ковровском заводе № 2 несколько конструкторов. В КБ-2 при заводе под руководством В.А. Дегтярева были разработаны три варианта пулемета, все с уже отработанным и «преемственным» газовым двигателем автоматики, но с различными узлами запирания: поворотом затвора, разводимыми в стороны личинками (по типу ДШК) и перекосом затвора вверх. Артком ГАУ счел целесообразным изготовление опытного образца с поворотным затвором и использованием элементов конструкции станкового пулемета СГ, с ленточным питанием. Пулемет был показан со станком конструкции Гаранина, предназначенным только для наземной стрельбы. Однако высокое давление, создаваемое 14,5-мм патроном, делало резким работу газового двигателя автоматики, затрудняло экстракцию стреляной гильзы, живучесть ствола оказалась невысокой при стрельбе бронебойными пулями. В мае 1943 г. разработку своего варианта пулемета начал конструктор Отдела главного конструктора завода СВ. Владимиров, взяв за основу свою 20-мм авиационную пушку В-20. Идея унификации систем автоматической пушки и крупнокалиберного пулемета уже была практически опробована к тому времени — например, тем же СВ. Владимировым в Коврове (создание 12,7-мм авиационного пулемета, а затем и 20-мм пушки ШВАК, на основе 7,62-мм ШКАС) и М.Е. Березиным в Туле. Пушка ШВАК имела газовый двигатель автоматики, однако для своей следующей 20-мм пушки В-20 Владимиров выбрал откатный двигатель. В 1942 г. В-20 проиграла пушке Б-20 Березина, во многом из-за недоверия заказчика к надежности работы автоматики на основе отдачи ствола с коротким ходом. Однако при мощном патроне такая автоматика выглядела вполне обоснованной. Патрон требовал утяжеления ствола, а при подвижном стволе это давало даже положительный эффект — увеличение массы подвижной системы позволя¬ло сделать работу автоматики плавнее, не слишком увеличивая длину хода системы, и при сравнительно небольших размерах короба. Семена Владимировича Владимирова назначили в Отделе главного конструктора ведущим по пулемету, ведущим по станку стал Гавриил Петрович Марков, по тумбовой зенитной установке — Иван Сидорович Лещинский. Вместе с Владимировым над пулеметом работали В.А. Рыжков, А.И. Буланов, П.П. Протасов, А.П. Финогенов, В.В. Калинин, С.А. Харыкин, А.А. Прокофьев. Напряженная работа по проектированию и изготовлению опытного образца пулемета заняла около полугода, и уже в ноябре 1943 г. первый пулемет поступил на заводские испытания. Затем пулемет Владимирова с модернизированным универсальным колеснотреножным станком Колесникова и тумбовой зенитной установкой был направлен на полигонные испытания на НИПСВО (НИПМСВО), которые прошли в феврале 1944 г. с удовлетворительным результатом. "

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
werewolf0001
Oct. 12th, 2011 03:23 am (UTC)
ДШК 14,5 у меня есть
raigap
Oct. 13th, 2011 07:22 pm (UTC)
О! Это гут. Вышлите мне всю информацию по нему пожалуйста. Адрес сейчас кину в личку.
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner