Алекс (raigap) wrote,
Алекс
raigap

Categories:

Проект боевой машины на воздушной подушке от ЦАГИ (СССР. 1959 - 1960 год).

Весной 1959 года первое судно на воздушной подушке пересекло Ла-Манш. В СССР, как водится, все «подушки» - того ... Нет, работы были – те же катера Левкова, однако уже тогда, в 1940-е, было ясно, что без мощных и компактных двигателей и без вечной проблемы – угловых редукторов, эту задачу не решить. Собственно появление в 1950-х годах уже отлаженных турбовальных двигателей и сдвинуло идею «воздушной подушки» с мертвой точки неудачных экспериментов. Соответственно в 1959 году на ЦАГИ упала целая куча задач по СВП. Одна из идей той поры : боевая разведывательная машина на воздушной подушке ...

Проект боевой машины на воздушной подушке от ЦАГИ (1)



Известная тема шуточек про хрущевские заскоки (вспомним например торпедный катер-подводную лодку). Разрабатывался на Волгоградском тракторном заводе. Такая помесь бронеавтомобиля и летательного аппарата. Воздушная подушка сопловая, сила тяги для движения создавалась вентилятором. Интересно, что рули направления и стабилизаторы были одновременно и крышками сопла двигателя и проточной части вентилятора (то есть, машина трансформировалась в нормальный автомобиль).

Формально, учитывая узкую целевую задачу использования на больших водных поверхностях и зон затопления и тонкое бронирование, машина действительно казалась курьезом. Но все течет, все меняется. Тонкая броня? Можно установить комплекс активной защиты. Например, в Арктическом регионе будет очень даже неплохо : ПТУРы и РПГ будут «сниматься» КАЗ, а танки и артиллерию в тундровые болота не загонишь. Фактически весь Крайний Север и зимой, и летом представляет для такой машины идеальную среду обитания, где с ним по проходимости и скорости не сравнится никто.

Проект боевой машины на воздушной подушке от ЦАГИ (2)

Прорабатывался ещё более интересный вариант : если взять часть воздуха от вентилятора и подать на боковую платформу, у бортов которой поставить две таких машины, то получается десантная платформа для перевозки тяжелой техники – тех же танков, артиллерии, ЗРК и т.п., тех, что сами ни по болотам, ни по шуге, ни по эстуариям сибирских рек не пройдут.

Тогда, при Хрущеве, это оказалось не нужно : желающих лезть в советскую Арктику не было.

Источник - Иван Бякин. http://alternathistory.com/
Tags: СССР, бронетранспортёр, проект
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment